В одной из тех далеких, давно забытых стран, о которых никто никогда не слышал, но в которых отчегото всегда надеялся побывать; за живой стеной густого, сочнозеленого леса; за рекой, несущей свои хрустальные воды на закат, – в той стране жили сказочные существа: фаэри. Феи и эльфы, маленькие, чудесные создания со стрекозиными крылышками за спиной. Они жили в городе, построенном посреди цветочного поля, и бутоны цветов этих, большие, с мягкими красными и желтыми лепестками, являлись их жилищами, а пыльца и нектар – пищей.
Да, страна была сказочной, бесконечнодалекой от бренного мира… но даже в ней наиболее старые и мудрые фаэри порой задавались совсем не сказочными вопросами, вопросами из ряда тех, которые порой чтото сдавливают в груди и не дают покоя своей странной безответностью…
И както раз, ранорано утром, когда солнце еще не осветило город на цветочном поле своим мягким золотистым светом, когда жители сказочной страны толькотолько начали пробуждаться, королеве фаэри, свежей, как роса, и прекрасной, как цветок лилии, фее Лирианне, открывшей свои синие глаза и расправившей серебристые крылышки, пришел в голову один из таких вопросов.
"В чем смысл жизни?" – подумала фея.
Она села на донышко цветка, в котором ночевала, и задумалась. Лирианна еще не поняла, что этот вопрос относится как раз к тем, безответным, поэтому она решила попробовать отыскать ответ на него, отыскать как можно скорее, пока не начался день, и заботы о сказочной стране не навалились на хрупкие плечики феи.
– В чем смысл жизни? – сказала Лирианна уже в слух. – Я знаю, по крайнем мере, мне говорили о том, что смысл есть у всех, иначе зачем бы мы жили?
– В чем смысл твоей жизни? – спросила королева фаэри пролетавшего мимо эльфа, когда лепестки ее цветка окончательно разошлись, приветствуя утреннее солнце.
– В любви, конечно же! – прощебетал эльф ей в ответ. – Любовь – смысл жизни! Меня переполняет любовь моему городу, что дает мне тепло и приют, к моей возлюбленной, теплый свет глаз которой придает мне сил и счастья. Я люблю и тебя, о моя королева, ибо ты так мудра и справедлива, что наша сказочная страна процветает вот уже многие тысячелетия! Да, смысл в любви, ибо каждый из живых существ чтото любит, и эта любовь делает его жизнь осмысленной!
– Спасибо тебе, – поблагодарила Лирианна эльфа и задумалась. А действительно ли именно в любви смысл? Еще не полностью убежденная, фея решила слетать в гости к старой ведьме, живущей в избушке у болота, и спросить у нее. Ведьма знает гораздо больше легкомысленного эльфа, уж она непременно точно ответит на вопрос, мучающий Лирианну…
Королева фаэри взмахнула крылышками и устремилась ввысь. Она перелетела через цветочную поляну и устремилась в лес, не туда, где солнечные зайчики играли среди зеленых листьев, а туда, где мрачные ели закрывали подступы к душному, пахнущему плесенью болоту, о местонахождении которого заранее предупреждали толстые жирные жабы, а блуждающие огоньки, напротив, заманивали в него неосторожных путников. У самое кромки затхлой воды стояла покосившаяся избушка из прогнивших от сырости бревен, внутри которой колдовала у котелка с неприятно пахнущим варевом старая злая ведьма.
– Привет тебе, старая Фро! – поздоровалась с ней фея, опускаясь на покрытый пылью и паутиной подоконник единственного в избушке окна.
– И тебе привет, Лирианна, – ответствовала ведьма, не отрывая взгляда от бурлящего в котелке варева. – Что привело тебя сюда?
– Я ищу ответ на один вопрос. Эльф уже ответил мне, но я решила выяснить правдивость его ответа у такой мудрой женщины как ты. Скажи мне, в чем же смысл жизни? Правда ли, что он в любви?
Ведьма Фро откинула назад свою голову, покрытую желтоватой дряблой кожей, раскрыла давно лишившийся зубов рот и хрипло расхохоталась. Впрочем, смех ее не показался королеве фаэри веселым.
– Он сказал, что смысл в любви? – с насмешкой переспросила ведьма. – Какой наивный маленький эльф! Если смысл в любви, что же делать тем, кто лишен этого, не спорю, прекрасного чувства? Если ты уже настолько стара, что все, что ты можешь любить, ушло, а оставшееся ты невольно ненавидишь? Нет, Лирианна, не в любви смысл, нет. Смысл – в возмездии, возмездии тем, кто убил это робкое чувство в твоей душе, превратив его в испепеляющую изнутри ненависть. Лишь после смерти любви тебе открывается истинный смысл: отомстить; и ты варишь зелья, чтобы влить их в бокалы своих врагов, заманиваешь их друзей в болото, чтобы утопить… И тогда и у врагов, в свою очередь, тоже появляется смысл – отомстить тебе.
– Спасибо… – неуверенно поблагодарила Лирианна, распахивая свои серебристые крылышки и летя дальше. Она пребывала в глубочайшем разочаровании: неужели и правда смысл жизни так ужасен? Неужели лишь ненависть дает истинный смысл?
– Эй, жучок! – окликнула королева фаэри пролетающего мимо майского жука, деловито жужжащего себе под нос какуюто жучиную песенку. – Жучок, ответь мне!
– Что ты хочешь знать, Лирианна? – спросил ее майский жук, приостанавливаясь в воздухе и стараясь лететь вровень с королевой фаэри.
– Ответь мне, жучок, в чем смысл жизни? Я спросила эльфа, и он сказал мне – смысл в любви; я спросила ведьму – она сказала мне, что смысл в ненависти и отмщении. Кто из них прав? Скажи мне пожалуйста!
– Жжж, глупыеглупые эльф и ведьма, – сердито прожужжал жучок. – Они судили о других по себе, а так делать совсем не стоило! Я скажу тебе, маленькая фея, в чем смысл жизни. Смысл – в продолжении рода, вот хоть посмотри на бабочекоднодневок – они рождаются и живут всего один день, лишь для того, чтобы, станцевав свой единственный танец, отложить личинки на листья водяных растений, – а потом их мертвые белесые тела бессильно падают в воду, и их уносит река… Все существа на земле рождены для продолжения рода, так не в этом ли смысл?
– Спасибо, жучок! – поблагодарила счастливая Лирианна и полетела прочь… однако на полпути остановилась и задумалась. А как же тогда быть с теми, кто не может продолжать род изза болезни, пришедшей в их тело от рождения или по какой иной причине? Разве они лишены смысла жизни? Нет, фея сама видела бесплодных отцов и матерей радостными и весело смеющимися, и ничто не могло бы выдать отсутствие смысла в их жизнях.
Королева фаэри прилетела обратно на цветочную поляну. Там она в спешке собрала свои немногие вещи, и, назначив себе заместительницу, отправилась в путь. Вопрос, появившийся внутри нее, тревожно ворочался и не давал Лирианне покоя – в чем же всетаки смысл жизни?
Никто не знает, как давно пришел этот вопрос в голову маленькой феи, сколько лет она уже странствует по миру, ища ответ. Всякий раз ей говорят самое разное: о том, что смысл в любви и о том, что он в ненависти; о том, что он в продолжении рода, в жизни самой, – и о том, что смысл в смерти, которая завершает все жизни; о том, что смысла нет вообще – и о том, что смыслов много… Но ни один из ответов не удовлетворял Лирианну, каждый из них королева фаэри подвергала сомнению и отбрасывала, летя все дальше и дальше на закат.
…и смыслом жизни маленькой феи стал поиск этого самого смысла…