Дик резко проснулся, приподнялся на локте и тут же со стоном рухнул обрат-но, потирая ушибленный затылок. Как он мог забыть, что заснул вчера в расще-лине между камнями из обрушившейся стены, — той самой стены, что так не-ожиданно открыла узкий темный проход, ведущий наверх. Дик вместе со своими друзьями нанялся работать на расчистке того прохода: многим хотелось знать, ку-да он ведет.

А забыл он об этом, потому что ему снился странный сон: более странного сна он не мог припомнить. Ему снилось, как он стоял на просторе и воздух вокруг не-го колыхался, словно вода в бурной речке, ведущей в соседнее Подземелье. Снача-ла он не мог понять, как такое может быть, но потом на ум пришло незнакомое, неизвестно откуда взявшееся слово: ветер.

Вокруг него было очень светло, так ярко не светили даже сотни гнилушек, развешанных в каменном замке королевы Подземелий. И не было стен пещеры, — даже там, в туманной дали он не мог разглядеть темного камня. Дик посмотрел себе под ноги и увидел, что стоит в густой траве, — но это не была бледная и хрупкая трава Подземелий; напротив, она была густой, сочной и очень﷓очень зе-леной. Дик оглянулся и увидел за своей спиной замок: да, замок был из камня... но камень был белый! Это было невозможно! Также, как невозможно было то (а Дик сейчас ясно понимал это), что замок был его, замок, где он родился, вырос и где ему предстояло прожить долгую, насыщенную красками жизнь.

А потом Дик посмотрел вверх и осознал, что его восхищение перед замком ничто перед этим. Он не видел над собой каменного свода, извечного спутника живущих в Подземельях; он видел нечто ярко﷓ярко голубое, необъятное... «Небо», — вспомнил Дик. А в небе, прямо над его головой сиял переливающийся золотом шар, освещающий весь этот простор, белый замок и самого его, Дика. Этот шар светился, грел и наполнял счастьем душу. «Солнце», — подумал Дик.

А потом он проснулся.

Дик потер ушибленный затылок, перевел взгляд на почти полностью расчи-щенный проход и понял, — понял куда он ведет. Наверх! К Надземелью! К солнцу!



— Мама! — Дик вбежал в дом, громко хлопнув дверью и начал поспешно со-бирать вещи.

— Погоди, Дик, погоди, куда это ты собрался?! — всполошилась полная пожи-лая женщина, стоящая у очага. — Уж не в этот открывшийся проход?

— Именно туда, мама, — счастливо улыбнулся он. — Именно туда! И я возьму тебя с собой!

— Надо мне больно, — проворчала женщина. — Да ты хоть знаешь, куда он ведет? Над нами, как гласят древние легенды, скрываются сотни чужих Подземе-лий, населенных странными созданиями и чудовищами! Там нет гнилушек, осве-щающих своды, там темно, словно в тех рудниках, куда королева Подземелий от-правляет провинившихся!

— Я слышал эти легенды, мама, — нетерпеливо мотнул головой Дик, — я знаю их. Но всем этим пещерам и подземельям рано или поздно наступит конец!

— Ты так думаешь? — ехидно прищурилась женщина. — И что же там, в конце?

— Надземелье!

Женщина подошла и тревожно пощупала лоб Дика.

— Вроде не горячий, — констатировала она. — Дик, что с тобой? Что случи-лось? С чего ты решил, что есть какое﷓то... как ты сказал... Надземелье?

— Есть, — Дик упрямо мотнул головой. — И там нет камня вокруг, нет свода с гнилушками над головой; там простор!

— Если нет свода, значит нет и света, — мудро рассудила женщина. — На чем же держаться гнилушкам?

— Есть! — ответил он. — Высоко﷓высоко в ясном голубом небе светит большое солнце, освещающее все вокруг...

— Солнце? — переспросила женщина. — Что это?

— Ну как тебе объяснить? — Дик указал на круглую гнилушку, свисающую с потолка хижины на тонкой, сделанной из высушенных водорослей веревке. — Видишь гнилушку? Она круглая, висит над потолком и освещает дом. Так же и солнце, только оно во много раз ярче и больше.

— А на чем же оно висит? — усмехнулась женщина и, пока Дик размышлял об ответе, спросила. — Где ты только слышал о таком?!

— Я видел сон...

— Сон! — всплеснула руками женщина. — Так вот оно что! Мне недавно при-снилось, будто королева Подземелья вылезла из своего замка и пришла к нам в гости! Но этого же не было, да и не могло быть! Нельзя верить снам!

— Этому — можно! — упрямо настаивал на своем Дик. — Я знаю это. Там, в Надземелье, у меня тоже есть свой замок, только он из белого камня...

— Из белого! Иж чего удумал! Может, ты еще и король этого твоего Надземе-лья?

— Этого я не знаю.

Женщина подошла к сыну и нежно обняла его за плечи.

— Дик, — мягко сказала она, — я понимаю, тебе снился красивый сон. Очень красивый сон. Во снах мы часто видим себя королями и королевами, во снах нам встречаются самые разные подземелья, даже такие, которые не кажутся подзе-мельями. Но поверь мне, мудрой женщине, там, наверху, тебя ждет только темно-та и смерть. Не стоит рисковать и идти туда, слепо веря глупой приснившейся сказке. Мне казалось, ты уже давно вырос из сказок.

Но Дик вырвался из ее объятий.

— Нет! — вскричал он. — Ты не права, отговаривая меня! Пускай зеленая трава под ногами, голубое небо и ласковый ветер были только причудливым сно-видением! Пускай, мой белый замок был всего лишь глупой сказкой, мечтой о соб-ственной королевстве! Не стану спорить. Пусть Подземелья — и есть единствен-ный реальным мир. Но они никуда не годятся по сравнению с моими снами! Мо-жешь даже считать меня ребенком, сочинившем себе сказку и желающим в нее поиграть! Но знаешь, то, что мне снилось, выглядело гораздо лучше этой реальной ямы. Назови меня глупцом или безумцем, но я не предам своей сказки. Я буду мечтать о солнце, даже если солнца нет. Я буду искать свой белый замок, даже ес-ли нет никакого белого замка. Я вступлю в темноту прохода и буду искать дорогу наверх, к Надземелью, даже если это займет всю мою жизнь. Если меня ожидает встреча с чудовищами, не думаю, что эта жизнь будет слишком долгой, но стоит ли мне жалеть об этом, если весь мир таков, как Подземелье в которым мы жи-вем?!

С этими словами Дик схватил сумку, которую успел собрать, и выскользнул за дверь прежде, чем растерянная мать успела его остановить. Он незаметно про-скользнул в не до конца еще разобранный проход, захватив перед началом пути лишь пару гнилушек. Он вступил в темноту, встал на свой долгий и полный опас-ностей путь.

Он шел всю жизнь. Ему удалось победить чудовищ, которых он встречал на пути, ему удалось даже подружиться с некоторыми созданиями, оказавшимися не такими уж и странными. И вот, когда жизнь его заканчивала свой бег, Дик нако-нец достиг конца прохода.

Проход оканчивался тупиком. Лишь задрав голову и взглянув высоко вверх, Дик обнаружил, что стоит в глубоком колодце, настолько глубоком, что даже буду-чи молодым он не смог бы выбраться из него один. А из колодца на него смотрело темное ночное небо, освещенное всполохами мириадов звезд.

Дик никогда не видел во сне звезды.

«Гнилушки, — подумал он, вглядываясь в небо своими старческими подслепо-ватыми глазами. — Всего лишь гнилушки». Дик не чувствовал ни дуновения ноч-ного ветра, так как дыхание его не доносилось до глубин колодца; он не видел яр-ко﷓зеленой травы, покрывавшей землю там, наверху. «Зачем я проделал весь этот путь?» — подумал старец.



А наутро взошло солнце. Его лучи осветили зеленый луг, покрытый сочной травой; осветили развалины древнего белого замка. А потом солнце заглянуло в глубокий колодец и осветило лицо лежащего там старика, полное разочарования лицо человека, так и не увидевшего солнца.